Что такое партнерство в малом бизнесе и как оно возникает
Партнерство – это совместные усилия, объединение средств и интересов каждой из сторон, направленных на достижение взаимовыгодного результата. Партнерство является одним из способов развития бизнеса. В настоящее время деловые связи и партнерские отношения является неотъемлемой частью бизнес-процесса в любой сфере.
Единицы руководителей и владельцев малого бизнеса способны полностью обеспечить и контролировать все бизнес-процессы собственного предприятия. В силу особенностей малого бизнеса (ограниченные возможности; недостаточность средств; высокая загруженность руководителя), для развития предприятия, в первую очередь, необходимо выстраивать внутренние партнерские отношения с наемными сотрудниками.
Ключевыми составляющими внутреннего партнерства являются:
- Сотрудничество, основанное на четком распределении обязанностей и ответственности;
- Распределение задач и ресурсов таким образом, чтобы это приносило максимальный эффект с минимальными расходами;
- Установление общих целей, выгодных и понятных обеим сторонам;
- Прозрачная система распределения прибыли.
Внешнее партнерство – сотрудничество с представителями других организаций, в малом бизнесе необходимо налаживать, непосредственно, владельцу этого бизнеса. Опираясь на собственные представления, желания и цели, достигается подходящее взаимовыгодное сотрудничество с другими компаниями, контрагентами, сформировываются условия, принципы и цели взаимодействия с партнером. После налаживания всех процессов, исполнение и контроль, по шаблонной системе, поручается одному из ответственных сотрудников. Таким образом, вы освобождаете себя для развития и поиска новых путей для достижения желаемых результатов.
Виды партнерский отношений
Партнерство, по своей форме организации, бывает следующих видов:
- Коммерческое: такая форма предполагает объединение средств и возможностей, направленных на получение прибыли;
- Некоммерческое: взаимосвязи, направленные на достижение общих или схожих целей, не связанных на прямую с извлечением прибыли;
- Равноправное: предполагает объединение усилий для достижения общих целей с равным распределением прав, обязанностей, ответственности;
- Ограниченное: каждый из партнеров несет заранее оговоренную ответственность;
- Стратегическое: отношения с долгосрочной перспективой.
Способы сотрудничества в партнерских отношениях
- Обмен рекламными материалами: флаерами, визитками и т. д.;
- Разделение расходов на рекламу;
- Продажа товаров и услуг по клиентской базе партнера с разделением прибыли на оговоренных условиях;
- Обмен холодными и мертвыми лидами с конкурентами;
- Реклама акций на товары и услуги партнера;
- Дополнение и укрепление собственного предложения благодаря возможностям партнера;
- Включение предложений партнера в свой каталог;
- Совместная работа над крупными заказами;
- Продажа лидов;
- Различные программы с фиксированным премированием за привлечение клиента;
- Совместный бизнес;
- И т. д.
Плюсы и минусы партнерства
Рано или поздно, партнерство, а также совместное ведение бизнеса приводит к возникновению разногласий и споров, результат которых, зависит полностью от человеческих качеств и поведения в процессе их решений. Любое сотрудничество должно основываться на равенстве, доверии, общих взглядах и целях, а также сопровождаться схожими высокими моральными устоями.
К преимуществам партнерства можно отнести:
- Возможность принятия более перспективного решения благодаря совместному согласованию;
- Возможность распределения задач и обязанностей, что способствует ускорению исполнения и улучшению качества работ;
- Объединение усилий и средств (например группа компаний) способны усилить влияние и значимость на рынке;
- Возможность получения полезного опыта и знаний, новых возможностей;
- Финансовая и моральная поддержка;
Недостатками партнерства является следующее:
- Возникновение ситуаций, не позволяющих их разрешение без согласования и достижения договоренности с партнером, что часто тормозит процесс и может привести к неблагоприятным последствиям или потерей возможности;
- Возникновение разногласий, не позволяющих найти компромисса и придти к обоюдному согласию;
- Если вы совершили ошибку, или ваши действия привели к нежелательным результатам, отвечать придется не только перед собой, но и перед партнерами, что может повлечь санкции, штрафы или прекращение сотрудничества;
- Сокрытие тех или иных обстоятельств в корыстных и личных целях;
- Стратегические разногласия.
В заключение стоит отметить, что любая форма и виды партнерства должны быть основаны на добровольных началах, исключая вынужденное (когда вам любой ценой нужна помощь) партнерство, а также строиться на основе общих интересов, целей, руководствуясь моральными и деловыми устоями.